Подборка: Тайны нашего кино_2010-2015, 25 июл 2019

Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин

Виктор Савиковский
14:46
2 КОММЕНТАРИЯ
Виктор Савиковский
Виктор Савиковский
Задумка и сценарий: Прототипом Шарапова послужил Владимир Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа. На фотографии 1945 года он поразительно похож на Конкина. Однако по характеру он не соответствовал образу скромного тихони Шарапова, был весельчаком и балагуром. У Жеглова прототипа не было, в основу его образа легло много знакомых братьев Вайнеров[4]. В фильме также использованы материалы подлинных уголовных дел. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве — дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал прототип Шарапова Владимир Павлович Арапов[5]. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели опровергнуть его виновность). Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа «Банда Ивана Митина»), ставшей прототипом банды «Чёрная кошка», жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин послуживший прототипом полковника Данилова — главного героя серии произведений Э. Хруцкого, два из которых были экранизированы: «По данным уголовного розыска…» и «Приступить к ликвидации». Первоначально фильм планировалось назвать так же, как и книгу — «Эра милосердия», но так как чиновникам от кинематографии категорически не нравилось «несоветское» слово «милосердие» («милосердие — поповское слово»), название было изменено Авторам фильма было поставлено условие: одновременно и Левченко, и Варю (в отличие от романа) не убивать. Это сразу искажало весь идейный смысл картины. После долгих споров был предоставлен выбор: убит должен быть кто-то один В своё время[когда?] была идея снять продолжение фильма. Вайнеры имели папку с проектом сценария, написанным Высоцким. Однако Говорухин заявил: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»[9].Съёмки: Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из шести серий, а из пяти. Одна серия была сокращена перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удалённых сцен оказались несколько фрагментов пребывания Шарапова и Левченко на фронте, объясняющих причины их дружеских отношений, а также несколько сцен с Васей Векшиным до его убийства (они объясняли, кто такой «Сенечка Тузик»). В первоначальном варианте сцена на фронте показывалась в самом начале сериала, с периодическим повтором как воспоминания Шарапова при разных событиях, в том числе когда Шарапов узнал Левченко, и при их разговоре ночью. По воспоминаниям Ларисы Удовиченко, ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова Сцены опознания Фокса и освобождения Груздева были сняты под режиссурой Владимира Высоцкого Короткие сюжеты из предыдущих серий, появляющиеся в начале 2-й и последующих серий, на самом деле являются дублями, не вошедшими в финальную версию картины[12].
Виктор Савиковский
Виктор Савиковский
Владимир Высоцкий в фильме:После того как Вайнеры подарили Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал: — Я пришёл застолбить Жеглова…Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»? — Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я… Из воспоминаний Станислава Говорухина следует, что Владимир Высоцкий прочитал книгу Вайнеров «Эра милосердия» только во время съёмок фильма. До этого Высоцкий артистично врал авторам о том, как он впечатлён книгой Примерно за месяц до начала съёмок Владимир Высоцкий и Марина Влади приехали к Говорухину. На этой встрече Высоцкий отказывался от роли Жеглова: «Я не могу терять год жизни на кино! Чувствую, что мне мало осталось, хочу и должен писать…»Высоцкий внёс не только актёрский, но и режиссёрский вклад в фильм. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского (чей образ был создан с подачи Высоцкого) и фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была помочь Шарапову спастись. Когда Говорухин отсутствовал на съёмочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким Это один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Для фильма он написал песню «О конце войны» («Сбивают из досок столы во дворе...»), но Говорухин отказался[14] включать её в киноленту, так же, как и предложенную «Балладу о детстве». Когда Говорухин предложил ему спеть отрывок из романса Александра Вертинского «Лиловый негр», Высоцкий ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел своё, не буду петь и Вертинского», однако, поддавшись на уговоры, в одной из сцен, играя на пианино, исполняет «Лилового негра» (без I строки II строфы), но, будучи верным своему слову не петь, перебивает собственное пение репликами, обращёнными к Шарапову. Сцена игры на пианино также является единственной в фильме, где герой Высоцкого показан в парадной форме капитана милиции НКВД В 1987 году Владимиру Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа капитана Жеглова «и авторское исполнение песен»

Раскадровка

Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин
Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин Видео: Тайны нашего кино: Место встречи изменить нельзя (1979), реж.С.Говорухин